среда, 26 ноября 2008 г.

О развитии речи ребенка

В наше время, к сожалению, дети начинают произносить слова только к 1,5-2,5 годам, а то и позже, к 3 годам. Если раньше нормой считалось произнесение 10-12 слов к 1 году, то сейчас редко, когда ребенок, особенно мальчик, начинает говорить около 1 года. Объяснений такому положению вещей слишком много: и плохая экология, и ослабленные организмы современных женщин, и недостаточность квалифицированной медицинской помощи, плохое родовспоможение и социальные причины. Все это прямым образом влияет не только на состояние здоровья младенца, но и на его общее развитие. Позднее начало речевого общения детей приводит к замедлению темпа развития всех остальных способностей ребенка, поэтому необходимо вовремя помочь ему.

Мы же видим совершенно обратную картину - это неумение, а иногда и нежелание со стороны матери развивать речь своего малыша.

Если к 3-м годам ребенок не овладел фразовой речью, необходимо обратиться к специалисту - логопеду районной поликлиники, получить его консультацию. Важно обратить внимание и на правильное произношение звуков детьми более старшего возраста: к 5 годам речь ребенка должна быть без искажений звукопроизношения. В районной поликлинике логопед проводит бесплатные занятия для таких детей. Важно, чтобы к началу школьного обучения ребенок овладел звуковой, грамматической сторонами речи, слоговой структурой слова и связной речью на достаточном уровне, иначе обязательно возникнут трудности в усвоении школьной программы.

Книг, хорошо иллюстрированных, составленных педагогами-специалистами: логопедами, методистами, психологами по развитию речи детей, развитию внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики очень много, они постоянно переиздаются, совершенствуются. Существуют издания, направленные на развитие определенных сторон речи ребенка: грамматики, фонетики, связной речи, интонационной выразительности, например, пособие по логопедии для детей и родителей О. И. Крупенчук "Научите меня говорить правильно", в котором автор предлагает разнообразные задания и игры, соответствующие возрасту детей от 4-7 лет, позволяющие подготовить ребенка к школе. Это пособие полностью основано на программе логопедического детского сада.

Для того, чтобы занятия были успешными, необходимо соблюдать несколько основных условий:
1. У детей, начиная с 3 лет должно быть специальное место для занятий, где ребенок может удобно сидеть - подобранные по росту стол и стул, должна быть хорошая освещенность этого места (свет падает слева или спереди).
2. Надо соблюдать правильную продолжительность занятия, которая зависит от возраста и возможностей ребенка. Постепенно продолжительность занятия возрастает от 5-10 до 25-30 минут к 6 годам.
3. Все задания должны носить игровой характер, быть интересными для ребенка и в тоже время ни слишком легкими, ни слишком трудными, посильными для него.
4. По своему содержанию занятия должны быть разнообразными: сочетать в себе развивающие речь, память, мышление, внимание, воображение, пальчиковую моторику задания и подвижные игры.

В настоящее время издается множество детских красочных развивающих и обучающих игр, детской художественной литературы, разнообразных игр для развития мелкой моторики. Если ребенок не посещает детский сад, важно заниматься с ним самостоятельно, играть с ним, читать ему сказки, стихи, рассказы.

- пишет профессор, протоиерей Глеб Каледа в книге "Домашняя церковь". Далее в своей замечательной книге о семье, о воспитании детей, он пишет о книгах, которые были бы интересны и полезны для детей подросткового возраста. В главе "Образование, наука, искусство" перечисляются произведения русской и мировой художественной литературы, дается их краткая оценка с точки зрения православного священника. Здесь и русская классическая литература, и книги о путешествиях, и исторические романы, и книги о животных, и книги о жизни святых, и критические литературоведческие работы. Отец Глеб пишет также и о научно-фантастической литературе, и о детективах. Он останавливает внимание читателя на следующих словах:


Самое драгоценное время для нас - это время нашего общения. Мы передаем свой опыт, знания и веру друг другу. Ребенку прежде всего необходимо именно это общение с родителями и своими сверстниками. "Богатство своей православной веры передавайте детям, чтобы те были способны научить и внуков, чтобы ваше скромное, но драгоценнейшее богатство преумножилось бы в роде вашем."

Статьи схожей тематики:



0 коммент.:

Отправить комментарий