понедельник, 24 ноября 2008 г.

Богослужебное осмогласное знаменное пение на Руси

Со времени принятия русским народом христианства (988 г.) от Византийской Церкви начинается на Руси Богослужебное пение. Св. равноапостольный князь Владимир, после крещения в Корсуни, привез в столицу Киев «первого митрополита Михаила болгарина и иных епископов, иереев и певцов», как сообщает Иоакимовская летопись. С царицей Анной прибыл в Киев целый клир греческих певцов, названный «царицыным».

Первыми учителями пения были греки. При Ярославе I (1053г.) трое греческих певцов принесли на Русь «изрядное осмогласие», то есть систему восьми греческих гласов, ставших основой русского Богослужебного пения. Около 1130 г. из Греции к князю Мстиславу «пришли певцы для обучения русских пению и между ними Мануил, бывший потом епископом Смоленским». Так возникли школы пения в Киеве, Смоленске, Новгороде, во Владимире, Москве, Пскове и известные «крылосы» - хоры в этих городах.

Первоначальные Богослужебные книги были на двух языках: греческом и славянском. Греческий текст поддерживался первыми греческими иерархами, мало знавшими славянский язык. При св. князе Владимире и позже Богослужение совершалось на обоих языках попеременно, так что один клирос пел на славянском языке, а другой – на греческом. И до сих пор сохраняется пение на греческом языке во время архиерейского Богослужения: «Кирие елейсон» - «Господи, помилуй», «Ис полла эти деспота»- «На многие лета, господин» и «Аксиос» - «Достоин» остались от времени, когда русской церковью управляли призванные из Константинополя греческие иерархи.

Обучение искусству пения совершалось путем певческого предания и «по наслышке». «Успеху обучения пению много содействовала врожденная в народе русском особенная его музыкальность и певучесть, многими засвидетельствованная», - пишет прот. В. Металлов. Уже в XI веке появляются не только собственные церковно-певческие песнопения, но и собственная запись – крюковая или знаменная. Стихиры святому Феодосию Печерскому (1095), свв. князьям Борису и Глебу (1072) и в память торжества перенесения мощей святителя Николая в Бар (1087) составлены русскими песнотворцами и находятся в самых древних нотных книгах (XII в.).

Сохранились сведения о «гораздых» (опытных, сведущих) русских мастерах пения XI и XII веков, прославленных за певческое искусство: Лука - демественник, что значит «певчий», обучил весь владимирский клир, Стефан – доместик, то есть «главный певчий» Киево-Печерской лавры, ученик преп. Феодосия Печерского, Кирик - диакон и доместик Новгородского Юрьевского монастыря. Доместики и клирошане принадлежали к людям церковным, посвященным на служение церкви. Собор во Владимире в 1274 году постановил, чтобы «миряне ни апостола не читали, ни прокимена не пели и не входили в алтарь». Только посвященный мог читать и петь на амвоне «не иначе, как в малых белых ризицах» (Кормчая книга).

Написание Богослужебного пения излагалось особыми знаками, называвшихся «знаменами». По своему внешнему виду они получили название «крюков» или «крюковых знамен», которые хранили в себе не только обозначение певческой мелодии, но и сокровенный духовный смысл. Знамена ставились над слогами и словами текста в виде надстрочных знаков и содержали в себе одноголосное пение. Свое название «знаменный» распев получил от этого способа нотописания. Он тесно связан с Богослужебным текстом и полностью ему подчинен. В неизменном виде он сохранялся с 12 до конца 14 века. Изменения в способе изображения знамен начинаются только в конце 14 века, а в мелодии - с 15 века.

Порядок следования восьми гласов назывался «столпом». В течение года происходит смена 6 гласовых столпов. В каждом из восьми гласов знаменного распева есть определенное количество «мелодических фигур» или попевок (от 25 до 100). Каждая попевка имеет свое название. Мастера-«роспевщики» знали их наизусть и могли по-своему распеть один и тот же текст. В 16 веке, после решения Стоглавого Собора (1551 г.) об открытии книжных училищ, где должны были изучаться чтение, письмо и пение, появилось множество школ, воспитавших известных мастеров пения: «…иной был роспевщик, иной творец, иной учитель и образователь певцов, а иной трудился в толковании и разъяснении крюковой нотации». Таким образом мастера пения во второй половине 16 века составили много мелодий знаменного распева и распели их на гласы. «Все их мелодии построены в характере того или другого церковного гласа, совершенно удерживают в себе силу старого знаменного пения и только многоразлично изменяют наружную его сторону, широту и сочетание звуков» - отмечает исследователь русского пения прот. Разумовский в труде «Церковное пение в России». Мелодии, которые слишком удалялись от оригинала, распевщики всегда добросовестно отмечали словом «произвол». С 11 по 17 век в практике русских певцов кроме знаменного не было других распевов. На протяжении 700 лет он служил Церкви молитвенной глубиной, подчеркивая смысл каждого слова, органичным мелодическим распевом украшая Богослужение. «Знаменный распев является самым древним, первоначальным и основным из всех прочих наших церковных распевов (греческого, болгарского и киевского, которые по своему началу восходят не ранее 17 века)», - пишет прот. В. Металлов.

В целях предохранения знаменного распева от искажений Синод Русской Православной церкви в 1772 году издал основные Богослужебные певческие книги в пятилинейной Киевской нотации с применением квадратных нот, которая вытеснила крюковую систему записи. В крюковой нотации знаменный распев сохранился у старообрядцев.

Русские композиторы церковного пения: Д. С. Бортнянский, П. И. Турчанинов, Н. М. Потулов, А. Ф. Львов, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Смоленский, П. Г. Чесноков, А. А. Архангельский и другие находили источник вдохновения в мелодиях знаменного распева. Они гармонизовали большую часть песнопений знаменного одноголосного распева, переложив их для многоголосного исполнения, обращались к богатой по красоте и глубине мелодии знаменного распева, используя ее в своих сочинениях.

Статьи схожей тематики:



0 коммент.:

Отправить комментарий