понедельник, 24 ноября 2008 г.

Откуда есть пошло церковное осмогласие

«И воспевши пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26,30) – так Евангелие повествует о начале Богослужебного пения в новозаветной Церкви. Совершив последнюю Пасхальную вечерю и предав ей особый смысл первого христианского Богослужения в связи с установлением Таинства Евхаристии, Господь Иисус Христос воспел с учениками. В период Ветхого Завета Богослужения совершались всегда с участием большого хора (при царе Давиде он достигал 4000 человек), духовых и струнных музыкальных инструментов. Еврейская Богослужебная музыка, можно сказать, была оглушительной: в Талмуде говорится, что игра в Иерусалимском храме была слышна даже в Самарии.

Христианское Богослужебное пение, исполненное Святым Духом, открывает миру Евангельские истины в новом, «Тихом Свете» из глубины верующей души. Святой апостол Павел пишет: «Исполняйтесь духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5,19). Святые апостолы, распространяя Христово учение и учреждая юную Церковь, призывали не забывать о пении в молитвенных собраниях. Уже в 1 веке создаются песнопения: «Малое Славословие» - Ангельское приветствие рожденному Спасителю, «Великое Славословие» на основе текста псалмов Давида, «Приидите поклонимся». С 1 века начинают петь «Господи, помилуй», а перед чтением Евангелия «Слава Тебе, Господи». В древней Литургии апостола Иакова на возгласы священника народ отвечал: «Аминь», «И духови твоему».

Это благодатное творчество утверждалось на духовно-музыкальном наследии, которое внесли с собою в христианское Богослужение новообращенные евреи и греки. Древне-греческая музыка содержала единственную полную и законченную музыкальную систему и оказывала сильное влияние на другие народы. Церковное осмогласие было основано на этой музыкальной системе, которая вырабатывалась греческими музыкантами на протяжении многих веков. В ее основе находились 8 музыкальных ладов или звукорядов с красивыми названиями: фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, гипофригийский, гиподорийский, гиполидийский и гипомиксолидийский. Богослужебное пение открыло для греческой музыки больший простор, дало высшее содержание - возвышенные вдохновенные мелодии святых новозаветных песнопевцев. Филон, писатель-иудей 1 века, говорит о современных ему христианах: «Они не только занимаются созерцанием, но и составляют песни и гимны во славу Божию, в разных размерах и напевах, непременно приспособляя к тому приличный ритм». В этом пении в разных размерах и напевах можно видеть начало осмогласия, которое в общем сложилось к концу III века.

Христиане первых трех с половиной веков пели общенародно или отдельными группами в унисон - одноголосно. Иногда пение мужчин чередовалось с пением женщин, а иногда пел один певец с подпеванием народа, что было заимствовано из ветхозаветной церкви. В 1 веке св. Игнатий Богоносец, ученик св. ап. Иоанна Богослова, установил антифонное пение в Антиохийской церкви на два хора по подобию открытого ему в видении ангельского Славословия. Такой образ пения распространился по всей христианской церкви.

Но со временем народное исполнение потеряло характер простоты и величия, который соответствовал и несложному чину Богослужения первых двух веков. Постепенно народное пение становилось нестройным и неблагозвучным вследствие ослабления веры и пагубного влияния светских, языческих, театральных пений и зрелищ. Св. Иоанн Златоуст в IV веке обличает современное ему нестроение в народном исполнении Богослужебного пения: «Жалкий и несчастный! Тебе надлежало с благоговейным трепетом возглашать ангельское славословие, а ты переносишь сюда обычаи шутов и плясунов, неприличным образом подъемля руки, притопывая ногами и повертываясь всем телом. Как ты не боишься и не трепещешь? Разве не знаешь, что здесь невидимо присутствует Сам Господь, измеряя движения каждого?..»

В IV веке возникли и быстро распространились еретические лжеучения, которые излагались в звучных стихах, положенных на увлекательные напевы. Народ стекался послушать пение и музыку и легко усваивал содержание ересей. Появилась необходимость быстрого и всестороннего устройства церковного пения. Пастыри отдаленных между собою христианских общин прилагают особое попечение о нем: Василий Великий трудится и беседует о пении в Кесарии Малоазийской, св. Иоанн Златоуст заботится о пении в церкви Константинопольской, св. Ефрем Сирин – в Сирии Палестинской, св. Афанасий Великий – в церкви Александрийской, св. Амвросий – в церкви Миланской. «Они в противоположность еретикам составляли в честь свв. мучеников свои возвышенные и умилительные песнопения, полагали их на напев, принятый еретиками, и, предав его православным христианам для употребления, свободно удерживали паству свою от обольщения» - пишет прот. Василий Металлов в «Очерке истории православного церковного пения в России». Св. Иоанн Златоуст, действуя против последователей Ария, установил крестные ходы с песнопениями и Всенощные бдения, чтобы «исповедники упражнялись в пении ночных гимнов и, превосходя в этом усердии ариан, сильнее привлекали ближних к своей вере». Всенощные бдения с пением псалмов и гимнов были установлены и другими архипастырями для своих церквей: св. Василием Великим и св. Григорием Богословом.

В послании Лаодикийского собора (364 г.) (15-е правило) говорится о введении для Богослужений особых ответственных певцов и чтецов: «Кроме певцов, состоящих в клире и по книге поющих, никто другой не должен петь в церкви», что свидетельствует о необходимости более высокого уровня пения во время Богослужения. При св. Иоанне Златоусте впервые на Литургии и Всенощном бдении стал принимать участие правильно организованный хор и было установлено пение на восемь гласов.

Павел Нитрийский, живший в начале V-го века, упоминал о пении на гласы в Александрийских и Константинопольских церквях. Роман Сладкопевец в V веке кондаки и икосы составлял на 8 гласов, свят. Анатолий, патриарх Константинопольский (ум. 458 г.), написал воскресные стихиры, известные под названием восточных, которые пелись на 8 гласов. На гласы составляет стихиры преп. Авксентий ( ум. ок. 470 г.). Софроний Иерусалимский и Иоанн Мосх, когда были в монастыре у Нила Синайского, удивлялись, что там не поют ни «Господи воззвах», ни «Бог Господь», ни «Всякое дыхание», так как эти песнопения исполнялись в восточных церквях при Богослужении в то время (VI век).

Таким путем с IV до конца VII века осмогласное пение было достаточно разработано и утвердилось в практике христианской церкви как незыблемая церковно-музыкальная система.

В VIII веке Иоанн Дамаскин ( 673-777 г.), «величайший из песнотворцев православной церкви», окончательно систематизировал и завершил церковное осмогласие. В книге «Октоих» или «Осмогласник» им были собраны воскресные службы на восемь гласов: воскресные стихиры, тропари, каноны, написанные разными авторами. Первые стихиры и ирмосы канонов каждого гласа св. Иоанн Дамаскин изложил нотами – они были образцами для исполнения всех стихир и тропарей. Им впервые были записаны и обработаны мелодии 8 гласов. Он создал стройную систему существовавших напевов, написал службу на Святую Пасху, более 60 канонов, множество стихир, среди которых выделяются 26 умилительных стихир при отпевании.

«Октоих» получил значение музыкально-певческого руководства по изучению церковного пения. Он вошел в практику как основной закон Богослужебного пения, объединяющий Церкви. Система осмогласия была нужна для сохранения единства в творчестве церковных песнопений и соблюдения характера церковного пения.

Статьи схожей тематики:



0 коммент.:

Отправить комментарий